Деточки ! Давайте продолжим. Сначала я должон закончить то

Деточки !
Давайте продолжим. Сначала я должон закончить то - с чего начал - про звуковые карточки и их
адаптацию к вашим нуждам. Итак, "Сенсаура"... Чтобы поставить "Виртуальное Химо" надобно
добавить в список устанавливаемых вами библиотечек файлик virtear.dll :
[Sensaura]
crlds3d.dll
a3d.dll
audio3d.dll.
virtear.dll.
Взять его можно из дистрибутива "Хима". Можно найти все эти файлики в Сети. Правда те,
кто выкладывает эти безделицы в Сеть, люди жадные - тянут с вас несколько центов за каждый
файлик. Ну не светить же свою кредитку по каждому пустяку, а ? Так что лучше пошарить по сусекам,
по дистрибутивам из комплектов звуковых карточек. Проводя эти розыски учтите следующее - большин-
ство производителей карточек, словно сговорившись, комплектовали их старыми-престарыми библиотеч-
ками "Сенсауры" - невзирая на даты и времена обновления драйверов к собственно карточкам. Так,
например, поступают "Terratek" и "Hercules" - все последние "дровишки" включают в себя "Сенсауру"
ажно 2000 г. выпуска. "Hercules Theater XP", "Fortissimo II/III" и прочие карточки на аудиопроцессорах
"Crystal Semicon" - только они могут родить 64 аудиопотока со старенькими библиотечками "Сенсауры";
все остальные, и, особенно, "программные" системы с АС97-кодеками и микшерами в "южных" мостах,
рожают только 32. Как "SB Live !", самый первый. Для некоторых игр и программ мебельного дизайна
этого недостаточно. Поэтому следует во что бы то ни стало раздобыть файлик crlds3d.dll от 2002 г. - 765
кб. против 748 кб. у библиотечки 2000 г. - это чтоб на глаз видно было. Полезайте на www.yahoo.com (или
на старушку "Альтависту" - но токо не на, еб его мать, "Гюглёёё") - и Бог вам в помощь...
ASIO ? Но проблемо... Ступайте по адресу asio4all.com/ и берите универсальный дравер. Лучше,
между прочим, того, чем "Creative" cнабжает карточки семейства "Audigy" - за парой исключений. Для
"Текры Эс Адын" дровки "asio4all", почитай, "радныя" - Михель Типач их на "Текре S1" как раз и пишет.
На паре "VIA+VIA" они же работают ничуть не хуже. А вот на "Theater XP" эти "дровки" кобенились - при-
ходилось долго возится с настройками.
Таким образом, владельцы нотебяков со звуком типов "Intel+AD" или "VIA+VIA" получают всё, что нужно
владельцу любой "настольной" карты за исключеньем трёх вещей - корректного воспроизведения аудиоси-
дишек ("краснокнижных", "филипсовских", ИКМ 44,1 кГц/16 бит); такого же воспроизведения записей вы-
сокого разрешения ("24-192" и многоканальных "24-96"; как вариант - изготовленых самостоятельно DVD-Audio
- дисков); звукозаписи, например - переписывания пластинок в свой архив, в цифровой форме (как вариант -
в виде самодельных дисков DVD-Audio).
Начнём вот с чего - с того, что ничего "многоканального" типичный "нотебячник" не может себе позволить в
принципе. Нет ! Канечна - я могу украсить свои ёлки "матюгальниками" наподобие скворечников, подключить
их к какому-нибудь "вокзально-больничному" промышленному усилителю (сейчас делают очень неплохие
"цифровые", без цифрового входа, но на усилительных схемах марки "Tripath", работающих в режиме
"Class D" с очень высоким КПД и низкой теплоотдачей), натянуть меж ними заштопанную простыню, высу-
нуть в форточку дуло проектора и так смотреть кино, но... Во первых, я не люблю дождь там, или снег - послед-
ний я просто ненавижу... Во вторых - у моих соседей завелись масянькые детки; мне их, деток, откровенно
говоря, жалко... А в доме мне шесть колонок негде ставить; я и для двух, масянькых, место наскребу с трудом.
Судите сами - вот список моих столов: два журнальных, буковых, маленьких - раз; один большой, обеденный -
два; один письменный, дубовый - три. На последнем нотебяка и прописана. Этот стол принадлежал моему
деду. За ним сидючи он добрашивал всяческих первых-вторых-третьих секретарей хабаровского крайкома
(руководителей горкома пытали подручные - дед до них не опускался) и превращал их в ёбонских шапиёнов.
Стол этот хранит на себе следы жопообразных лиц многочисленных троцкистов-утопистов, кои мой дед к
нему прикладывал. Крепкий стол, хороший - но не слишком, скажу я вам, просторный. Помимо нотебяки
на нём впритык ютятся: клавиатура - "рояль" (механическая, "IBM","пысь-два"), мышиный коврик, бокс с
пишущим многоформатным "дивидюком" внутри, настольная лампа да горка книг и дисков (тех, с коими я
непосредственно работаю). Небольшое место оставлено под локти и тарелку с грибами и мясом - люблю
покушать за приятным чтивом или "Rome. Total War". Колонки ставить решительно некуда. Разве только
совсем масянькые. А с колоночками вопрос должон решатся - нельзя требовать от них полнокровного звучания,


однако они должны быть способны на демонстрацию плодов вашего творчества (музыки, речитативов игровых
персонажей) - и при этом не вызвать у слушателей чувства "хлубокага" омерезения. Иначе само ваше творчество
начнут воспринимать "сссссно"... Встроенные в нотебяки динамики бывают разные. Лучшие - это те, что лишены
дурацкого "акустического" оформления в виде отмороженного вида платсмассовых фазоинвертеров типа "рак-
отшельник" и, Боже упаси, 10 см. "сабвуферов" типа "омар Клешня". Вот в "Ровере", пожалуйста - 4 см. динамич-
ки, безо всякого оформления - звучат в пределах приличий. В "Текре" же пуговки, 1,5 см. - их запихнули в псевдо-
корпуса типа "улитка", с фазоинвертерами - гнус кошмарный ! Но хуже всего - гробы на базе "Пня четыре" с
"акустической системой", как её, "Шармань Гандон". Картина, достойная кисти богомерзостнейших из порнографов !
То есть если приобретение чемоданов на базе "Пня четыре" - удел олигофренов, то снабдить себя вышеописанным
четырёхсполовиноюкилограммовым чудищем - это каким же идиотом надо быть ? Почему-то все наши гопники
очень любят такие вот отбросы нотебякостроения - магазины до сих пор ломятся всяким "восстановленным" дерьмом,
предлагаемым за приличные, между прочим, бабки... Нотебяка должна быть лёгкой, еле тёплой и жрать 30 ватт при
игре в "Rome Total War" - из чего вытекают каменья в виде всеми любимых "Эмок" и "Туриончиков".
Хотел я, было, купить буквально кнопочные колоночки "Edifier MP210" (питаются от USB, приличные масянькые
динамички с 5см. алюминиевым диффузором, жёстким подвесом диафрагмы, "неодимовым" магнитом; всё это
ровно звучит в пределах от 150 Гц до 10 кГц, и хорошо выглядит - корпус из ДСП покрыт ройяльным лаком) за
34 у. е., но потом решил сначала заплатить за коммуслуги и перенести на завтра; и не зря - идя со станции набрёл
на помойку, украшенную целенькой радиолою "Вега" - с помощью этой штуки можно не только сносно демон-
стрировать авторскую озвучку килратей в поделке "Privateer Gemini Gold", но и "Свободу" слушать - на приличной
громкости. У всех колоночек "для компьютера" одна главная беда - усилительная часть. Она вечно сделана на
микросхемках времён царя Мехельсидека - гудит-пердит в режиме "Класс А-В"; КПД - ничтожный; звук - гадкий.
Нет бы уж в режиме "Класс D" чего-нибудь сделать - на микросхемках фирмы "Tripath". Стоит ведь - копейки.
Нет, бля - это не для китайских умов. Особенно обидно это всё потому, что динамики во многих колоночках
- приличные; иногда даже хорошие. Ответ один - приличные наушники. "Beyer DT48/990/911/931/831", "Senn-
heiser HD580/590/600/650", "AKG K141/240/440/540", "Koss Pro A/480", "A-250", "Pro A/4", "A/3" на худой конец) -
вот основной звуковоспроизводящий инструмент "нотебячника".
В качестве дополнения к нему подойдут многоканальные наушнички - вроде "Zalman ZM-RS6F". Эта модель
названа неслучайно - ибо все шесть динамичков в этой конструкции совершенно одинаковы - что гарантирует
тональную согласованность; у всех остальных моделей динамики разнокалиберны - в результате сзади за
вами может "гнатся" один виртуальный самолёт, а спереди оказатся совсем другой... В фашистской Италии
механики меняли у истребителей "Macchi MC201" моторы как перчатки - но не налету же:). Плюс все такие
наушники комплектуются очень уж плохонькими телефонными усилителями - так что музыка в них звучит
плохо. А для игрушечек они очень симпатишны.
Звукозапись. Первое, что приходит на ум - а на кой чорт тащить с собою нотебяку дабы переписать плас-
тинку ? Вокруг столько масянькых рекордеров на базе таких носителей, как "HD Minidisc", всевозможных
флэш-карточек, жёстких дисков - что аж глаза разбегаются. "Они заряжают пушку... Зачэммм ???". Не про-
ще ли обзавестись таким вот маленьким рекордером и закрыть с его помощью вопрос. Сходил, записал,
"скинул" записанное на жёсткий диск нотебяки - и редактируй себе спокойно эту запись... А потом перепи-
сывай отредактированный "мастер" на CD-R/RW/DVD-R "плюс-минус" и так далее. Для чего городить ого-
род вокруг нотебяки ? Ах ! DVD-Audio, "24-192", стерео... Тут, увы, любой возможный выбор упирается во
внешнюю коробку для шины "фиря-виря" со внешностью и габаритами того самого "чимадана", которым
молодой "кракадил" Геннадий Андреевич дубасил мадмуазель Шапокляк - не иначе. И содержать это устрой-
ство надлежит в одном ряду с ботинками в коробках, ему подобных.
И, наконец, последнее - преобразование всего и вся из "44,1 кГц" в "48 кГц" во всех системах с АС97-кодека-
ми. Да, проблема серьёзная. Люди мечутся между программами-проигрывателями со встроенными, "вы-
сококачественными" якобы, ресемплерами, ищут карточки с "честным" воспроизведением "44,1" - а ведь
существует простой способ избавится от проблемы раз и навсегда. Способ не только радикальный, но ещё
и полезный. Итак, возьмите свои любимые альбомы на "краснокнижных" сидишках, рассортируйте их, аль-
бомы группами по пять, перепишите на жёсткий диск и конвертируйте полученные записи в формат 16 бит/
48 кГц при помощи действительно качественного ресемплера (того же "WaveLab" фирмы "Steinberg");
а потом запишите их в виде файлов (один файл - одна песенка) на DVD-R ("плюс-минус" - неважно) формата
"Microsoft Waveform" - на один DVD-диск влезают пять сидишек "под завязку". Видите - как всё просто и
удобно, а ! Помню, когда слушал многие вещи Нопфлера с "Notting Hillbilies" и Эткинсом в Туркестане -
всё вспоминал всякие места вокруг дачи... Теперь я могу сесть на лошадь, запихнуть нотебяку в кобуру
седла, в другую - наушники; и отправится на маленький ручьишко, ассоциирующийся в моём безуином
сознаньи с такими вещами, как "Feel like going home" или "Your own sweet way" - и там вкушать водяру,
наблюдая за полётом клочьев паучьих сетей над журчащей водою под аккомпанимент этих самых вещей,
воспроизводимых с DVD-болванки. Расходы ? Все "КИССы" (42 альбома, из коих три - на двух дисках, плюс
один на пяти) умещаются на десятке болванок; весь Нопфлер (включая его работы с Бобом Диланом, пять с
Эткинсом, с Джерри Ридом, с Рэнди Ньюманом и тэ дэ) - на восьми. Накладно это - или нет ? И ведь как
удобно ! Да и в чистом виде, без ресэмплирования, сидишки на "Текре" звучат не хуже, чем на дикмане
"Sony D-NE920" (высшая модель прошлого года; и на кой чорт я их купил - ажно две штуки; ну да я один у
подруги забыл, а второй у меня в плавательном бассейне упёрли; из шкафчика). Даже немножко лучше. Опре-
делённо лучше, чем на "SB Live !" и уж намного лучше, чем на "SB Extigy". Пара "VIAшек" на "RB PD550" звучит
и того лучше.
Так скажите теперь на кой чорт нужны такие карточки, как PCMCI-фиговины "Audigy 2ZX" или дикая собака
"Индиго" с обоими "щенками" ("I/O" и "DJ") ? Для записи ?Да, пожалуй. Качественный линейный вход в соче-
тании с хорошим АЦП.К DS/DS3D - "дровкам" легко прививается "Сенсаура"; с нежданным результатом - по
умолчанию в "Настройке аудиопараметров" ОС возникает устройство с "квадрафоническим" выходом, кото-
рое приходится вручную исправлять либо на "Наушники", либо на "Динамики ноутбука. Стерео". Но вот с
DVD-audio "сабака" не дружит - "192-24" её ЦАП не воспринимает; многоканальные записи в форматах "96-24"
и "48-24" приходится микшировать в стерео средствами "WinDVD".
"Audigy 2ZX" - интереснее; а проблемы её совместимости с PCMCI-контроллерами многих
марок - надуманные. Дело в том, что PCMCI по сравнению с PCI - очень примитивная шина. Так что всё надо
делать вручную, в том числе подгонять латентность при работе того или иного устройства (с помощью
"PowerStrip" например); настроив всё как должно обо всех этих дутых проблемах следует забыть. Следует, од-
нако, иметь ввиду, что большие задержки влекут за собою лавинообразный рост временных искажений, то
есть джиттер; в результате получается скомканный, формальный звук с кастрированными обер и унтертонами,
хотя и безо всяких там любимых "иксыбытнёю" нелинейных искажений и шумов. Но мы ведь не "меряем звук"
- мы музыку слушаем. Это безобразие хуже любого ресэмлинга из "сорока четырёх" в "сорок восемь". А у самих
нотебяк всё отлично - у "Текры" минимальные задержки для всех устройств выставлены на заводе а у "Ровера"
ставятся вручную на счёт "раз"; для АС97 - аудиокодеков задержка выбирается в ноль тактов.
Посредством "Audigy 2ZX Nb" можно получить все прелести симуляции акустической обстановки в играх с помощью
фирменных алгоритмов "ЕАХ 3.0" и "ЕАХ 4.0" - раз. Можно слушать DVD-Audio диски без посредства "WinDVD"
со всеми её выкрутасами - два. Можно "честно" воспроизводить "краснокнижечные" сидишки - три. Можно
запихнуть в "Текру" в паре с другой карточкой форм-фактора "тип два" - четыре. К многоканальному выходу можно
приткнуть многоканальные же наушнички - пять. Наконец, эту карту можно применить в качестве многоканального
декодера DD/DTS в паре с масянькым DVD-"напузником" - вроде "Direc D2500". Всё бы хорошо, ежли б не одно
"но" - звучит "2ZX" не очень хорошо. Ко всему примешивается еле заметный, на пороге чувствительности уха,
высокочастотный звон; причём звон этот коррелируется с воспроизводимой музыкой. То есть явно - выходной
аналоговый буфер - того... "Сабака" - совсем другое дело. Она замечательна, если дело не идёт дальше прослуши-
вания "краснокнижных" компашек. Хотя её, собачий, хвалёный регулятор громкости едва лучше того, коим оснащена
"Текра" (в "Текре" - "колёсико" фирмы "Alps"); зато выходной буфер - хоть куда. Но во всём остальном - полная
немощь - ни "трёхмерного" звука в играх, ни DVD-Audio - "дровки" то рудиментарные. Интересно, что у "собачьей"
карточки имеется конкурент в виде похожего на брелок USB 2.0 - устройства "Audiotrak Optoplay" - цифроаналоговый
преобразователь тот же, усилителя для наушников нет никакого; зато есть оптический аудиовыход на одном гнезде с
линейным, и стоит этот брелок вчетверо дешевлчем "сабака".
И последнее - DVD-Audio и "WinDVD". У меня много таких дисков; все - самодельные, "24-192", стерео; львиная доля -
записи с грампластинок, никогда не издававшихся на CD/SACD/DVD-Audio. В основном - кубинская музыка и редкие
издания "КИССов". Так что мне приходится прибегать к услугам программного декодера и микшера - чтобы перевести
фонограмму в вид "16-48", стерео. Работает это дело не так чтобы очень плохо - ведь все мои "пироги" испечены в
формате с частотой дискретизации, кратной 48ми. Хуже когда люди, сами не зная для чего, выбирают при записи частоту
176,4 кГц - она очень хороша для старинных мультибитных ЦАП (вроде "РСМ1704") - только где таким взятся в звуковых
карточках ? Особенно - нотебячных ? Ну и в качестве заготовки для "краснокнижечных" сидишек эта частота хороша - она
кратна 44,1 кГц. Не создавайте себе проблем - и они вас не постигнут. Так что я дальше свои кодеки слушать буду.

Нотоебяки и мюзик.